Город Сыктывкар - информационный портал города Сыктывкара

 

Город Сыктывкар

 

Вернуться в начало раздела

1

Вернуться на главную страницу сайта

Древнее поселение

Погост Усть-Сысольск

Становление города

Усть-Сысольск в 60-90 годы XIX века

Город в годы революции 1917 года и гражданской войны

Город в период восстановления народного хозяйства

Город в период социалистической реконструкции народного хозяйства и начала строительства развитого социалистического общества (1926 - июнь 1941 года)

Культурное строительство (1921 - 1941 годы)

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы)

Сыктывкар в годы первых послевоенных пятилеток (1946-1958 годы)

Столица Коми АССР в годы коммунистического строительства

 

Город в начале ХХ века

 

Промышленность, торговля, городское хозяйство и население

В конце XIX века капитализм в России вступил в высшую стадию своего развития — империализм. Рост производительных сил в стране, появление монополистических объединений, общественный прогресс, несмотря на крепостни¬ческие пережитки в экономике и системе управления, сказывались на всех сторонах российской действительности. На развитии Коми края и города Усть-Сысольска отразились общие черты формирования экономики лесного Европейского Севера, выступавшего крупным поставщиком леса на мировом рынке. Наиболее богатые усть-сысольские купцы А. Забоев, А. Кузьбожев, В. Оплеснин и кулаки, нажившиеся на подрядах, пытались самостоятельно заняться лесозаготовками.

Однако местным предпринимателям было трудно выдерживать конкурентную борьбу с русскими и иностранными лесопромышленными компаниями. Не возникло в Усть-Сысольске и крупных промышленных предприятий. Но для удовлетворения внутренних потребностей населения в городе росло количество ремесленных и капиталистических предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, по производству предметов домашнего обихода. Богатые купцы какую-то долю своих капиталов, нажитых на торговле, направляли в производство (лесоразработку, пароходство, мелкие промышленные заведения). В 1904 году в Усть-Сысольске насчитывалось 14 мелких предприятий (кожевенных, дёгтекуренных и кирпичных), на которых было всего 24 рабочих. Вся их продукция оценивалась на сумму 5700 рублей. Действовали они только летом.

В последующие годы в связи со строительством городских зданий и купеческих особняков увеличилось производство кирпича. Летом 1913 года на кирпичных заводах города трудились уже 105 сезонных рабочих, которые сделали 735 тысяч штук обожженного кирпича. Самым крупным из них был завод Усть-Сысольского земства, на котором работало 60 рабочих, дававших в сезон около 350 тысяч штук кирпича.

Расширилось и кожевенное производство. В 1913 году выделку кожи производили 7 заведений, три из них выделывали до трёх тысяч штук кож в год каждое. В связи с развитием судоходства, строительством барок, лодок росло и дёгтекуренное производство. В начале XX века Усть-Сысольское земство организовало работу маслобойки, выпускавшей 4,5 тонны масла в год. В 1906 году открылась типография, принадлежавшая З.Д. Следникову. Здесь печатались в основном бланки для управленческих учреждений. Перед Первой мировой войной М.М. Камбалов организовал небольшое мыловаренное производство, которое выпускало продукции на сумму до 2 тысяч рублей в год. Купцом Суворовым была построена паровая мельница.

Промышленные предприятия города были технически отсталыми, на них господствовал ручной труд, объём производства оставался сравнительно небольшим. Результатом и показателем такого уровня была малочисленность рабочего класса: около 100 рабочих на лесоразработках, немногим более 100 — на кирпичных заводах, около 50 — на речном флоте и 70—80 — в торговле.

Большое место в экономической жизни Усть-Сысольска по-прежнему занимала торговля. Через Усть-Сысольск как торговый центр Коми края шло укрепление его экономических связей с другими районами России. Развитию торговли способствовала постройка в конце XIX века железнодорожной линии Пермь — Вятка — Котлас, а также Петербург — Вологда — Вятка, что в свою очередь привело к оживлению судоходства по водным путям края. В 1914 году инспектор Усть-Сысольского уезда отметил, что всё крупные и средние торговцы уезда получили товары с пароходов. С 1901 по 1913 год грузооборот речного транспорта Усть-Сысольской пристани увеличился с 55196 до 109934 пудов, то есть почти в два раза. Для товаров, предназначенных для селений верхней Вычегды и Вишеры, Усть-Сысольок играл роль транзитного пункта. Товары же, .шедшие в селения по реке Сысоле, сгружались в Усть-Сысольске и далее доставлялись или гужом, или на мелкосидящих пароходах, которые начали ходить по Сысоле с 1907 года.

Улучшение путей сообщения и развитие экономических связей оказали влияние на изменение объёмов и форм внутренней торговли. Ярмарочная торговля все больше уступала постоянной лавочной торговле. Общая сумма оборота в торговле с 1900 по 1911 год увеличилась в 1,7 раза. За это время произошла заметная концентрация торгового капитала в руках наиболее крупных торговцев. В 1905 году торговцев, имевших предприятия с оборотом от 40 тысяч до 80 тысяч рублей, было 5 (12 процентов всех торговцев), а на их долю приходилось 65 процентов общего лавочного товарооборота. В 1911 году у пяти торговцев (около 14 процентов) торговые предприятия имели обороты от 60 до 100 тысяч рублей и более, в их руках находилось уже более 73 процентов лавочной торговли. Роль мелких торговцев всё более падала.

В Усть-Сысольске имели магазины и иногородние торговцы. В руках устюгского торгового дома "Братья Дербеневы и К" сосредоточилась торговля мануфактурой, галантерейными изделиями, церковной утварью, предметами роскоши. Лальский торговый дом "Наследники Сумкина" вёл розничную и оптовую торговлю мануфактурой, галантерейными и канцелярскими, а также бакалейными товарами.

Довольно крупными были торговые операции и местных купцов братьев Ивана и Василия Комлиных — оптовая и розничная торговля порохом и прочими охотничьми припасами, мукой и мучными изделиями, рыбой и другими продовольственными товарами, А. Кузьбожева и его наследников, купеческой вдовы Л.Н. Суворовой и её сына купца И.М. Суворова, торговавших в городе и уезде рыбой, сахаром, хлебными изделиями, а также табаком, изделиями из железа и чугуна, шорными товарами и т.п.

Усть-Сысольский общественный банк, созданный для поддержки городской торгово-промышленной буржуазии, с 1896 по 1915 год увеличил общую сумму своих оборотов в 1,8 раза, но составили они всего 35753 рубля. Капиталистическая система кредитования здесь была развита слабо.

В целом уровень торговли дореволюционного Усть-Сысольска, несмотря на некоторый рост товарооборота в начале XX века, был низким. Трудящиеся классы, испытывавшие тяготы пережитков феодализма, закабаленные торгово-ростовщическнм капиталом, были мало платежеспособны, незначительный спрос на товары определял узость внутреннего рынка в крае и городе.

* * *

Торгово-промышленное развитие и рост народонаселения Усть-Сысольска в начале XX века сопровождались строительством деревянных и каменных зданий, расширением городской территории. В 1904 году площадь города равнялась 9,3 квадратных километра, а за 15 лет, с 1895 по 1910 год количество домов в Усть-Сысольоке выросло с 779 до 950, в том числе было 15 каменных. Кроме того, в городе в 1910 году насчитывалось семь церквей и две часовни. Среди каменных зданий выделялись магазин Дербенева (в последующем -  магазин "Мебель"), торговый дом наследников Кузьбожевых (в последующем - Художественный музей Коми АССР). Напротив дома Кувьбожевых началось строительство земской управы (закончено в советское время, ныне одно из зданий краеведческого музея). В 1910 году было начато и в 1916 году закончено строительство земской больницы (ныне родильный дом). Здание было одноэтажным (в 1950-е годы оно надстроено). Все это несколько изменило внешний облик центра города] В "Календаре-справочнике Вологодской губернии на 1912 г." отмечалось: "По высокому берегу реки Сысолы кра¬сиво расположилась столица Зырянского края город Усть-Сысольск. Широкие и прямые улицы, сравнительно с хорошими, преимущественно деревянными постройками, дают городу выгодное впечатление".

В начале XX века ускоряется среднегодовой прирост населения города. В "Ежегоднике Вологодской губернии" за 1912 год отмечалось, что "в настоящее время Усть-Сысольск быстро увеличивается и улучшается... Сравнительно быстрый рост города отчасти объясняется увеличением числа учебных заведений и торговых предприятий". Число жителей в городе с 1897 по 1913 год выросло от 4474 до 6268 человек, или увеличилось в 1,4 раза. Из 1004 городов Российской империи Усть-Сысольск по количеству жителей занимал 690-е место. По национальному составу 95 процентов составляли коми (зыряне), остальные — русские.

По сословной принадлежности в 1914 году из 6320 человек было: мещан — 5559, или 87,9 процента общего количе¬ства жителей, крестьян — 340 (5,37 процента), чиновников не из дворян—196 (3,1 процента), купцов — 98 (1,5 процента), духовенства, дворян потомственных, военных — 127 человек (2,13 процента).

Основным занятием мещан и крестьян оставалось земледелие. Земля, как и во второй половине XIX века, арендовалась у города. Но своим хлебом она большинство горожан не обеспечивала. В одном из донесений городских властей в губернский статистический комитет сообщалось, что "по суровости климата и первобытных способов обработки урожай земель не вполне может удовлетворить жизненных потребностей". Периодически повторялись неурожаи. Из-за несостоятельности земледельцев росли недоимки за аренду городских земель. Так, к 1907 году за устьсысольцами накопилось задолженности на сумму 5227 рублей 82 копейки.

Положение усугублялось ещё и тем, что мещане, как и крестьянское население уезда, продолжали нести натуральные повинности: дорожную, квартирную, караульную и другие. Дорожная повинность заключалась в исправлении почтовой дороги в черте города на протяжении 4 верст по Вычегодскому (14 верст) и Вятскому (Сысольскому) — 2 версты — трактам. В квартирную повинность входило "содержание новобранцев во время пребывания их на сборном пункте и отвод квартир запасным нижним чинам в случае призыва на действительную службу". На мещанское общество возлагалось также несение ночного караула в городских кварталах и слободках с 15 апреля по 15 октября.

В начале XX века большинство населения города не имело достаточного имущественного ценза для участия в выборах в городскую думу. В 1910 году в них участвовало всего 188 человек, или 3,5 процента жителей Усть-Сысольска.

Бюджет города за десять предвоенных лет увеличился на одну треть, но по доходам и расходам на одного жителя Усть-Сысольск занимал одно из последних мест среди городов Вологодской губернии. В городском хозяйстве каких-либо больших изменений не произошло. До благоустройства улиц, проведения водопровода и т.п., хотя об этом не раз говорили, у думы дело не дошло. Государство же никакой помощи в развитии городского хозяйства не оказывало.

Почтовую службу в уезде несла земская почта, организованная в 1872 году. Усть-Сысольск имел сообщение со всеми волостными правлениями уезда только два раза в неделю. Для сопровождения почты в уезде нанималось 9 рассыльных. Только с 1 июня 1914 года от Усть-Сысольска по направлению к Кажимскому заводу на протяжении 240 верст была введена государственная почта, обслуживающая население 9 волостей уезда и Кажимский железоделательный завод.

В конце XIX — начале XX веков установилось пассажирское пароходное сообщение по Вычегде. До Усть-Сысольска начали ходить пароходы Северного пароходного общества "Котлас — Архангельск — Мурман": с 1899 года от Котласа и Великого Устюга; в сентябре 1905 года состоялся первый пробный рейс из Архангельска в Усть-Сысольск; в 1907 году налаживаются регулярные рейсы Вологда — Усть-Сысольск и Архангельск — Усть-Сысольск. Возрастала интенсивность движения. Если в 1902 году пароходы ходили из Великого Устюга в Усть-Сысольск раз в неделю, то в 1911 году совершалось уже 6 рейсов в неделю.

 

Просвещение и культура

В начале XX столетия, учитывая возросшие потребности местного населения, оживление экономической жизни, городская дума и земство открыли ряд новых учебных заведений, увеличили ассигнования на народное образование. В 1909 году в городе появилась четырехклассная мужская прогимназия. В том же году женскую прогимназию преобразовали в гимназию, а спустя три года и мужская прогимназия также была преобразована в гимназию. В 1905 году Усть-Сысольское городское училище из трёхклассного стало четырёхклассным. В 1910 году открыли начальную школу в местечке Кируль.

Земство предпринимает ряд шагов для организации обучения различным ремеслам. Навыки слесаря и кузнеца давала учебная кузнечно-слесарная мастерская, которую содержала на свои средства земская управа. В мастерской занималось 10 человек, они получали по 5 рублей 50 копеек в месяц. 1 сентября 1910 года в Усть-Сысольске открывается ремесленная школа со слесарно-кузнечным и слесарно-токарным классами (некоторое время назад - старое здание Государственного архива Коми АССР на ул. Советской). В 1902 году земством была создана практическая сельскохозяйственная ферма в Дырносе. Городская дума отвела для неё участок земли в 50 десятин. На ферму принимались крестьянские мальчики, их обучали новым агротехническим приемам по землепашеству, травосеянию, огородничеству и уходу за скотом.

Перед первой мировой войной в Усть-Сысольске существовало 9 учебных заведений с 1240 учащимися, из них 558 были девочки. В городе преобладали различные типы начальной школы, ведомственная принадлежность которых была весьма запутанной, а в их структуре и программах царила неразбериха. Более половины учащихся города обучалось в приходских и церковно-приходских школах. К системе начальной школы относились и земские училища и ремесленные школы. Учёба длилась всего 1—3 года, но не все дети могли получить и это скудное образование. Программы начальной школы не давали учащимся нужных знаний, они не были согласованы с программами средних учебных заведений, что делало невозможным продолжение учёбы. Школа была орудием воспитания подрастающего поколения в духе "народности, самодержавия и православия". Главным предметом обучения являлся "Закон Божий".

Для более состоятельных слоев населения предназначалось городское училище, с 1912 года — высшее начальное училище. Окончившие его нередко поступали в учительскую семинарию или после подготовки держали экстерном экзамен на звание учителя начальной школы. Училище было одним из самых старинных в городе. В нём работали опытные преподаватели А.Н. Малышев, И.К. Макарьин, А.А. Цембер и другие. Директор народных училищ Вологодской губернии С.А. Лосев, посетив училище в 1909 году, писал, что среди городских училищ Вологодской губернии "он его относит по учебно-воспитательной постановке ко второму, после Тотемского. Очевидно, что педагогический персонал училища ведёт учебное дело с выдающимся и неослабным усердием". Окончившие мужскую и женскую гимназии получали среднее образование и право поступления в университет. В 1916 году была открыта учительская семинария.

Серьёзным препятствием в получении среднего образования являлась всё увеличивающаяся плата за обучение, вносить которую имели возможность немногие. Обучение проводилось на русском языке. Попытки составления учебников на коми языке и призывы к созданию коми национальной школы не дали желаемых результатов. Только накануне Первой мировой войны, в 1913 году, царское правительство приняло новые "Правила об инородческих школах", согласно которым в этих школах предоставлялось право вести обучение детей в первых двух классах на родном языке. В этом шаге нельзя не заметить уступки царизма требованиям буржуазии национальных окраин России.

В просвещении народных масс возросла роль библиотек. В начале XX века в Усть-Сысольске было две библиотеки, в 1909 году — четыре, в них читателей — 1081 человек, из них платили за пользование библиотекой 377 человек. Свои библиотеки имели также мужская и женская гимназии, духовное и городское училища. Местные органы самодержавной власти и духовенство оберегали библиотеки от проникновения революционной литературы. Однако "недозволенные" книги и журналы обнаруживались после каждой ревизии. Особенно вырос поток общедемократической и революционной литературы в годы первой русской буржуазно-демократической революции. В годы реакции полиция неоднократно изымала из библиотек произведения прогрессивных писателей и марксистскую политическую литературу.

В начале XX века не произошло существенных улучшений в медицинском обслуживании населения. В Усть-Сысольске продолжала функционировать лишь одна больница на 35 мест. В ней работал 1 врач, 4 фельдшера, 2 фельдшерицы, 2 акушерки. Открытая в конце XIX века, усть-сысольская аптека была единственной в уезде на более чем 100 тысяч жителей. Она снабжала лекарствами, помимо городской больницы и горожан, Визингскнй, Объячевский, Усть-Куломский, Печорский больничные участки, 13 фельдшерских и 4 ветеринарных пункта. Штат аптеки состоял из 7 человек.

В связи с революционными событиями, происходящими в стране, с развитием общественного прогресса возрастает активность местной интеллигенции. Это проявилось в первую очередь в повышении интереса к изучению родного края. В 1910 году организуется Усть-Сысольское отделение Архангельского общества по изучению русского Севера. Его организаторами были А.А. Цембер, А.Ф. Старовский, П.П. Чеусов. К 1914 году в отделении было до 94 действительных членов и членов-корреспондентов. Многие из них активно собирали археологические и этнографические материалы, писали статьи в газеты, в специальные издания общества.

В начале 1911 года был создан Усть-Сысольский этнографический и археологический музей. Особенно большую организаторскую работу в создании музея, в сборе экспонатов и литературы провел А.А. Цембер. Однако специального помещения для музея не было, и он ютился в одной комнате городской думы. Местными членами Архангельского общества изучения русского Севера были подготовлены и изданы под редакцией А. А. Цембера два фольклорных сборника в 1913 и 1914 годах, а также книги В.Ф. Попова и П.П. Ползунова о развитии народного образования в Усть-Сысольске и уезде.

Заметным явлением в культурной жизни города были выступления самодеятельных артистов в основном из служащих и учителей в усть-сысольском народном доме. В 1900 году в "Вологодских губернских ведомостях" сообщалось, что "в Усть-Сысольске в виде опыта повторили спектакль для народа по удешевлённым ценам. Первый опыт народного спектакля показал, что зырянская молодежь весьма сочувственно относится к таким увеселениям". В последующие годы в народном доме всё чаще выступают приезжие артисты, широко читаются лекции на различные темы. Своего постоянного профессионального театра в Усть-Сысольске и в Коми крае в целом до революции не было.

В коми литературе под влиянием революционных событий в России появляются демократические ростки в поэтическом творчестве М.П. Лебедева, А.А. Маегова, В.Т. Чисталёва, В.И. Лыткпна. Так, в 1908 году В.Т. Чисталёв перевёл стихотворение И.С. Никитина "Песня бобыля". Первые стихотворения М. Лебедева и А. Маегова были опубликованы в фольклорных сборниках А. Цембера, отпечатанных в Усть-Сысольске. В стихотворении "Большая рыба и маленькая рыбка" М. Лебедев намекал на царский манифест 17 октября 1905 года и насмехался над ним. Произведения молодых поэтов были началом их творческой биографии. И неизвестно, как бы сложилась их судьба, если бы не Великая Октябрьская социалистическая революция.

 

Деятельность ссыльных большевиков и развитие классовой борьбы в Усть-Сысольске

Революционные выступления рабочих и крестьян в центре страны и особенно революция 1905 — 1907 годов были мощным толчком к пробуждению угнетённых царизмом народов. На открытую экономическую и политическую борьбу поднимаются и трудящиеся Коми края, выступления которых вливались в общий поток революционного движения в стране. Значительную роль в политическом воспитании трудящихся масс сыграли политические ссыльные.

В конце XIX — начале XX веков в усть-сысольской ссылке были в основном участники рабочего движения, бывшие члены "Союзов борьбы за освобождение рабочего класса", и крестьяне — участники аграрных выступлений в различных районах страны. В эти годы в Усть-Сысольске находились рабочий И.И. Козин, переведённый из Сольвычегодска, где он участвовал в работе нелегального социал-демократического кружка под руководством Н.Е. Федосеева, Е.А. Климанов (Афанасьев) — рабочий-революционер из Петербурга, член марксистского кружка М.И. Бруснева, И.И. Кейзер, участник ленинского кружка петербургских рабочих, профессиональная революционерка А.Г. Болдырева. В 1900—1902 годах в Усть-Сысольске отбывал ссылку один из организаторов "Северного рабочего союза", социал-демократ Фёдор Иванович Щеколдин, который здесь вёл большую партийную переписку. При обыске у него было обнаружено 200 конспиративных писем и различные рукописные материалы. После ссылки Ф.И. Щеколдин — деятельный помощник В.И. Ленина. Он занимается транспортировкой в Россию газеты "Искра" и принимает участие в подготовке II съезда РСДРП. Душой усть-сысольской колонии политических ссыльных был Алексей Капитонович Гастев (поэт — был лично известен В.И. Ленину. После революции по его рекомендации работал директором института по научной организации труда (см.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 52, с. 473).), сосланный в Усть-Сысольск в начале 1903 года. Он стал инициатором объединения усть-сысольских политических ссыльных в борьбе с полицейским режимом и организовал ряд массовых протестов против тяжёлых условий жизни.

В годы первой буржуазно-демократической революции в России деятельность политссыльных усиливается. В июле 1905 года в Усть-Сысольске было расквартировано 800 запасных солдат для отправки на фронт. Политссыльные беседовали с солдатами, рассказывали им о жизни и нарастающей борьбе рабочих и крестьян России. 14 июля по городу были разбросаны листовки "К запасным солдатам", разоблачающие антинародную политику царизма и империалистическую сущность русско-японской войны. Под влиянием революционной агитации среди запасных солдат возникли волнения. Они намеревались отобрать имущество богатых торговцев города, взять в плен всю полицию во главе с исправником, а полицейского пристава "пристукнуть за слежку". Это вызвало переполох среди местного чиновничества и купечества. Мобилизованных поспешили изолировать от населения и скорее отправить к месту назначения.

В ноябре 1905 года в Усть-Сысольске связисты поддержали общероссийскую забастовку почтово-телеграфных служащих.

Самым значительным событием в политической жизни Усть-Сысольска в годы революции было образование Усть-Сысольской группы РСДРП. Документов о её деятельности сохранилось немного. Вот, например, письмо, перехваченное полицией 6 декабря 1907 года: "...по субботам бывают рефераты по всевозможным темам. Из Питера недавно получили массу книг. Прислали нам товарищи для нашей социал-демократической группы. От них же получаем и партийные новости". Известно, что в 1907 году в Усть-Сысольскую группу РСДРП входили опытные революционеры-большевики Е.И. Руднев, А.П. Комлев, П.А. Камерон, Б.Т. Козловский, Г.П. Лапшин, А.И. Догадов, П.Г. Каганович.

Усть-Сысольская группа РСДРП предпринимает успешные попытки через листовки и беседы установить более тесные контакты с интеллигенцией и местным крестьянским населением. К 1 Мая 1906 года социал-демократы Усть-Сысольска перепечатали и распространили листовку ЦК РСДРП, в которой излагалась история возникновения первомайского праздника и содержались призывы к интернациональной солидарности всех трудящихся. Листовка разоблачала антинародность царизма и капиталистическую эксплуатацию, призывала выдвигать требования 8-часового рабочего дня, политических свобод и выражала твёрдую уверенность в победе рабочего класса.

Наглядными уроками для местного населения, примерами революционной борьбы были непосредственные действия политических ссыльных. В годы революции они явились организаторами и участниками первых демонстраций в Усть-Сысольске. 25 нюня 1906 года в Усть-Сысольске состоялась антиправительственная демонстрация ссыльных. С пением революционных песен они прошли по улицам города. Полиция оказалась бессильной перед демонстрантами. Усть-сысольский исправник доносил губернатору, что несмотря на неоднократные требования "немедленно разойтись и прекратить пение, политссыльные продолжали свое шествие". Меры, принятые к разобщению ссыльных, попытки отправить наиболее "беспокойных" в другие места ни к чему не привели. На следующий день в полицейское управление явилось 55 человек, которые заявили исправнику, что не допустят высылки своих товарищей из Усть-Сысольска. Решительные действия политссыльных заставили исправника отложить высылку "главарей".

10 июля 1906 года в Усть-Сысольске состоялась ещё одна демонстрация, возникшая в связи с похоронами политссыльного В. Чумакова. Полптссыльные прошли по городу и на кладбище организовали траурный митинг, в котором приняли участие и местные жители. Были произнесены речи о революционной борьбе трудящихся.

В 1907 году Усть-Сысольская группа РСДРП усиленно готовилась к празднованию 1 Мая. К этому дню специально были выпущены листовки под заглавием "Российская социал-демократическая рабочая партия". В них рассказывалось о значении международного праздника трудящихся и содержались требования рабочих к правительству. Они заканчивались оптимистическими словами: "Встаёт новый, могучий властелин, который сметёт без труда гнилые устои капитализма. Шире дорогу рабочему классу! Да здравствует великий международный праздник 1 Мая!". Утром 1 Мая листовки были найдены полицией у пожарной каланчи, городского училища, церкви и в ряде других мест. Но демонстрация не состоялась. На центральную квартиру колонии, где собралось около 70 человек, нагрянула полиция и произвела обыск. Были обнаружены красные флаги с революционными лозунгами, социал-демократические и эсеровские листовки. Наиболее активных арестовали, но листовки продолжали распространяться ещё несколько дней. В мае же на пароходной пристани появилась листовка, изданная Велико-Устюгской группой РСДРП: "Чего хотят социал-демократы?". Прокламация призывала к борьбе против царского самодержавия.

Большевики стремились вовлечь в свои ряды представителей местного населения. Известно, что в начале 1907 года был принят в группу РСДРП ученик городского училища И.К. Башлыков. За связь с политическими ссыльными и революционную агитацию среди населения в апреле 1907 года полиция арестовала А.В. Нахлупина — также ученика городского училища. Впоследствии, в 1922 году, в своей автобиографии он отмечал, что в 1906—1907 годы познакомился с политссыльными и под их руководством изучал политическую литературу. Член партии с 1918 года Е.Ф. Вежова, отмечая обстоятельства, пробудившие у неё, молодой учительницы, интерес к общественной жизни, писала: "В 1905—1907 годы во время летних каникул в Усть-Сысольске ссыльные сумели дать толчок моим политическим мыслям".

В годы реакции Усть-Сысольская группа РСДРП обновляется. В ссылку прибывают С.В. Андропов, Л.Л. Яблонский, А.П. Скляренко, А.П. Смирнов, З.П. Соловьев, Л.П. Серебряков. К концу 1909 года Усть-Сысольская группа РСДРП насчитывала 85 членов. Большинство из них — 52 человека, или 61 процент,— вступили в партию в годы революции.

Главным в годы реакции для ссыльных большевиков была борьба против упаднических настроении. Среди ссыльных социал-демократов и членов других партий, а также среди людей, не принадлежавших к той или иной партии, они вели большую разъяснительную работу. В это время в Усть-Сысольске действовали три политических кружка социал-демократов. Кроме того, среди ссыльных организуются и другие кружки: по политэкономии, философии, истории и т.д. Материалом для учёбы, прежде всего в социал-демократических кружках, была нелегальная большевистская литература. В 1909 году непосредственно из-за границы начинают поступать в Усть-Сысольск большевистские газеты "Пролетарий" и "Социал-демократ". Ссыльные изучают произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других марксистов. В связи с усилением полицейского надзора и репрессий в годы реакции политссыльные уже не проводят открытых демонстраций, а собираются на маевки, на нелегальные собрания и по-прежнему привлекают к себе учащуюся молодежь.

А.И. Михайлов на третьем курсе городского училища познакомился с политссыльными, стал посещать их кружки. Это было замечено администрацией, и Михайлову было предложено подать заявление об уходе из училища. В дальнейшем А.И. Михайлов, находясь в армии, продолжает знакомиться с большевиками, а в 1917 году вступает в партию. В 1908 году был подвергнут аресту "за пение революционных песен" А.П. Багин, служивший писцом в Усть-Сысольском казначействе. А.П. Багин, член партии с января 1920 года, награждённый в годы гражданской войны орденом Красного Знамени, вспоминая о своём участии в нелегальных собраниях, маевках и кружках политссыльных, писал, что уже "в 1908—1909 годах увлёкся идеями социал-демократической партии".

Победа реакции оказалась непрочной. Уже в 1910 году начинается оживление рабочего движения в стране, происходят политические демонстрации и стачки под руководством большевистских организаций. Царизм жестоко преследовал большевиков. Это отразилось на составе усть-сысольской ссылки. В рукописи, отобранной у видного большевика В.П. Подбельского в Яренске в 1910 году, отмечалось, что социал-демократов в Усть-Сысольске "насчитывается 70—75 человек, социалистов-революционеров — 25—30. В социал-демократическую фракцию входят лица с крупными знаниями, видные работники партии и люди с 20-летним партийным опытом".

В 1911 — 1914 годах около половины всех ссыльных значились по полицейским документам как высланные за принадлежность к различным группам РСДРП: к Московской, Санкт-Петербургской, Екатеринославской, Тульской, Киевской, Нижегородской, Харьковской, Луганской и другим. В годы нового революционного подъёма (1910—1914) в Усть-Сысольске отбывали ссылку московский социал-демократ К.А. Алферов, член Киевской группы РСДРП Н.Ю. Кац-Капелинский, член Латышской социал-демократической рабочей партии с 1904 года А.А. Бланкштейн, видные большевики И.М. Голубев, С.Д. Жгенти, М.Ф. Шкирятов, С.М. Семков, К.И. Шутко, Н.Ф. Агаджанова.

Большевики продолжали работу с различными слоями населения города, проводили нелегальные собрания. На эти собрания приходили, например, учительницы М.А. Надеева, Т.М. Маегова, Е.Ф. Вежова, А. Заболоцкая и X. Забоева, гимназистки К. Жеребцова, X. Цивилева.

В 1911 году в Усть-Сысольске за общение с ссыльными, чтение и распространение нелегальной литературы были арестованы М.А. Надеева, Е.Ф. Вежова, Т.М. Маегова и исключены из гимназии Е.Я. Шешукова, К.А. Коданёва, К.В. Жеребцова. Знакомство с большевиками не прошло для них бесследно. Оно определило их дальнейший путь. Так, на формирование политических взглядов М.А. Надеевой большое влияние оказала сестра В.И. Ленина Мария Ильинична Ульянова. М.И. Ульянова в 1912—1914 годах находилась под гласным надзором полиции в Вологде, а М.А. Надеева, после трехмесячного заключения в Усть-Сысольске, также переехала в Вологду. Впоследствии, уже работая в Рабоче-Крестьянской инспекции СССР, М.И. Ульянова напишет: "Товарища Надееву М.А. знаю с 1912 года и считаю её вполне достойной быть членом партии".

К концу 1914 года в Усть-Сысольске от группы РСДРП осталось несколько человек. Жандармский унтер-офицер Ильчуков сообщал в ноябре 1914 года своему начальству, что "в настоящее время у ссыльных со времени объявления войны вся партийная деятельность приостановлена, и вообще ничего подозрительного в их настоящей жизни не замечается".

Деятельность политических ссыльных внесла заметное оживление в политическую жизнь города. В сложнейших условиях ссылки большевики вели пропаганду своих взглядов среди ссыльных и местного населения, организовывали печатание листовок, распространяли марксистскую и общедемократическую литературу. Впервые в Усть-Сысольске происходят открытые политические демонстрации, в которых начинает принимать участие наиболее прогрессивная часть местного населения. В годы революции была создана и первая марксистская партийная организация в Усть-Сысольске — группа РСДРП, которая расширила связи с интеллигенцией и трудящимися города. В годы реакции и нового революционного подъёма в Усть-Сысольскую группу РСДРП вступают и первые представители коми народа.

Главным итогом разносторонней деятельности политссыльных, несмотря на все препятствия и трудности, было то, что большевистские идеи дошли и до Усть-Сысольска, помогали многим осознать классовые интересы трудового народа, указывали пути борьбы с царским самодержавием и господством буржуазии.

 

Город в годы Первой мировой империалистической войны. Лобеда Февральской революции

Разразившаяся мировая империалистическая война прервала революционный подъём в стране. Буржуазия встретила войну верноподданническими демонстрациями. Волна шовинизма захлестнула и мелкобуржуазные слои населения. Меньшевики и эсеры призывали народ к "защите отечества". Только партия большевиков во главе с В.И. Лениным осталась верной делу пролетарского интернационализма. Она призвала рабочий класс страны бороться за превращение войны империалистической в войну гражданскую, в революцию против господствующих классов.

Город Усть-Сысольск находился в далёком тылу. Но война также отразилась на общественной жизни города, на его экономике, принесла неисчислимые бедствия трудящимся. Царские чиновники, усть-сысольские купцы и предприниматели, местное духовенство с энтузиазмом подхватили слова царского манифеста об укреплении "тесного единения царя с его народом", призывали население города сплотиться вокруг государя для победоносного ведения войны. Городская и земская управы, церкви Усть-Сысольска развернули денежные и натуральные сборы для нужд фронта. В результате мобилизации мужчин в царскую армию увеличивалось число семей, оставшихся без работников. В армию были призваны рабочие, ремесленники и мелкие городские земледельцы, в то время как чиновникам, полицейским, духовенству, купцам, предпринимателям и т.п. предоставлялись льготы по призыву.

Война привела к значительному сокращению отхожих промыслов и заработков по найму. Сократились лесозаготовки, свёртывали производство мелкие промышленные предприятия. Оставшиеся мастера — портные, сапожники, а также вязальщицы — были мобилизованы для изготовления заказов интендантского ведомства (поставка белья, рукавиц, носков и т.п.).

В городе был создан специальный так называемый "дамский комитет", который занимался организацией изготовления вещей для армии. Усть-Сысольское низшее ремесленное училище выполняло заказы по обточке корпусов мин, выпускаемых Нювчимским заводом. Часть продукции кожевенных предприятий также отправлялась на фронт.

В ходе войны в упадок пришло сельскохозяйственное производство. Из-за реквизиций для нужд армии снизилась обеспеченность населения скотом. За годы войны сократилось поголовье по всем видам скота. 256 хозяйств из всех 708 учтённых с 1916 году были безлошадными, 80 хозяйств не имели коров. В то же время 36 богатых мещан имело по 2—3 лошади, 71 хозяйство — от 3 до 5 и более коров. Часть арендованной обрабатываемой бедняками пашни была заброшена.
Резко возросли платежи горожан за пользование землёй. По сравнению с предвоенными годами уже в 1915 году возросли на 50-60 процентов земские сборы. С каждым годом увеличивались мирские сборы.

Тяжелым бременем ложились на трудящееся население города натуральные повинности. В 1916 году отбывание этих повинностей обошлось населению в 10 тысяч рублей, против 1441 рубля 50 копеек в 1909 году. Возросла тяжесть несения подводной и квартирной повинностей. На мещанское общество была возложена дополнительно перевозка больных и раненых солдат от города до Визябожа и Вильгорта. Тягостной для бедняцко-середняцких масс города была безвозмездная "общественная служба" (исполнение обязанностей десятских), ночное дежурство на улицах города и в слободках.

Несмотря на крайний недостаток средств, городская дума увеличивала расходы, связанные непосредственно с войной. К октябрю 1915 года ею было израсходовано на эти цели около 5000 рублей, в то время как вся расходная часть сметы городской думы составляла более 25 тысяч рублей, а на нужды городского хозяйства было израсходовано всего 610 рублей.

Все более сокращалось поступление в город хлеба и продовольствия, цены на предметы первой необходимости резко возросли. Нехваткой товаров пользовались спекулянты, которые взвинчивали цены. Например, один пуд ржаной муки в начале января 1915 года стоил 1 рубль 12 копеек, а в марте 1917 года — уже 5 рублей 50 копеек. Рост заработной платы рабочих (на лесозаготовках и лесосплаве, на водном транспорте) отставал от стремительного роста цен на продовольствие, а у многих других категорий наемного труда (дворников, прачек, сторожей, кухонных работников и т.п.) заработная плата оставалась на довоенном уровне.

В стране росло стихийное возмущение трудящихся масс против мобилизаций, нищеты, голода и других спутников войны. Начало всеобщей мобилизации явилось причиной первого значительного массового движения. Коснулось оно в какой-то мере и Усть-Сысольска. 6 августа 1914 года в городе между четырьмя тысячами крестьян, собранных для отправки на фронт, и полицией произошло столкновение. С обеих сторон были раненые. Лишь после многочисленных выстрелов полиции удалось разогнать взбунтовавшихся мобилизованных. Это выступление отражало малоосознанное недовольство крестьян политикой правительства п начавшейся мировой войной.

В последующие годы войны открытых выступлений в Усть-Сысольске не наблюдалось. Однако в жандармских донесениях неоднократно отмечалось, что население города и уезда требует принятия со стороны правительства мер против дороговизны и спекуляции. Бедняцко-середняцкие слои населения Усть-Сысольска требовали от городской управы обеспечить их хлебом, упорядочить торговлю и снизить цены на продукты. Они выступали против принудительного изъятия скота для царской армии, выражали недовольство ростом налогов и повинностей, протестовали против различных "пожертвований", фактически являющихся принудительными сборами. Налогоплательщики выразили решительный протест городской думе против увеличения подводной повинности и потребовали её отменить. Выразителями антивоенного настроения часто являлись вернувшиеся на родину солдаты, которые, находясь в окопах мировой войны, подвергались влиянию большевистской агитации.

27 февраля 1917 года было свергнуто кровавое царское самодержавие Романовых. Революционным творчеством пролетариата создан Совет рабочих и солдатских депутатов. Однако мелкобуржуазным партиям — меньшевикам и эсерам удалось получить большинство в Советах рабочих и солдатских депутатов. Одновременно буржуазно-помещичьими партиями было создано Временное правительство. Так образовались две власти: буржуазное Временное правительство и Советы — органы рабочих и крестьян.

Сообщение о свержении царя в Усть-Сысольске было получено лишь 6 марта. Местные власти решили скрыть правду от народа. Но уже к утру следующего дня о свершившейся революции стало известно населению. В городе состоялась многолюдная демонстрация, завершившаяся митингом у здания городской думы. В руках участников манифестации развевалось Красное знамя, звучали революционные песни, призывы к свободе и братству. Вечером в помещении народного дома состоялись выборы членов в Усть-Сысольский уездный Временный комитет. К участию в выборах было допущено всего 322 человека (мужского пола), то есть в основном те, которые раньше участвовали в выборах городской думы. Уездный Временный комитет был избран из 15 членов и 5 кандидатов. В его составе оказались городской голова, служащие земской и городской управ (5 членов), представители интеллигенции (5 членов), а также воинский начальник и податной инспектор. И лишь один член, П.Ф. Парилов, был избран от рабочих и торговых служащих. Уездным комиссаром Временного правительства был избран сын крупного визингского торговца, лесной ревизор Н.И. Митюшев. Спустя некоторое время были созданы уездная продовольственная управа и уездный земельный комитет. Полиция была заменена милицией. Но в первое время почти весь аппарат бывшей полиции был оставлен в составе милиции, а исправник стал её начальником.

На должности временных мировых судей и городского судьи временный комитет поставил опять же царских чиновников — земских начальников, а также судебных приставов.

Выборы местных органов самоуправления — уездного земства и городской думы по новым "Положениям" Временного правительства оттягивались. Выборы в думу состоялись лишь 23 июля 1917 года. По сравнению с прежней думой, она по своему составу несколько демократизировалась за счет мелкобуржуазных слоев населения и интеллигенции. Но в неё вошли и самые крупные торговцы-предприниматели Усть-Сысольска, а также представители духовенства. Председателем думы был избран статистик, только что вступивший на пост председателя земельного комитета В. Ф. Попов, городской голова остался прежний — А.Е. Суханов. Городская дума на первом же своем заседании приняла резолюцию о полной поддержке Временного буржуазного правительства и его политики "войны до победного конца". Переизбран был и мещанский староста, который стоял во главе городской общины. Им стал мещанин К. Забоев.

Местные органы буржуазного Временного правительства и городская дума, пользуясь неопытностью и политической отсталостью трудящихся, делали все, чтобы пробудившийся в массах интерес к политической жизни использовать для упрочения власти буржуазии. Под влиянием местных органов Временного правительства оказался и Совет солдатских депутатов усть-сысольского гарнизона, возникший в середине апреля 1917 года. Этот Совет, во главе которого вначале оказался царский чиновник, а потом гарнизонный офицер, не стал органом революционно-демократической власти, а поддерживал политику Временного правительства.

Возникшие после свержения царизма среди мелкобуржуазных слоев населения и интеллигенции различные организации и союзы также занимали соглашательские позиции и поддерживали Временное правительство и его органы в Усть-Сысольске. Таковыми были: "Союз служащих усть-сысольского земства", союзы служащих судоходства, казначейства, почтово-телеграфных служащих, "Организация учащих Усть-Сысольского уезда" (то есть учителей) и другие. Эти союзы объединяли небольшой круг людей и ставили перед собой главным образом узкие профессиональные задачи.

Наиболее массовой организацией, выражавшей интересы местной буржуазно-националистической интеллигенции, являлось "Общество обновления местной жизни крестьянского и трудового населения Усть-Сысольского уезда", которое возникло в апреле 1917 года. Общество призывало трудящихся объединиться в целях создания в России "республиканско-демократического строя", то есть буржуазной республики. Непосредственной задачей оно ставило: занять господствующее положение "во всех местных общественных, административных учреждениях" уезда. В первые месяцы существования ему удалось добиться известной популярности среди мелкобуржуазных слоев населения. Оно делегировало своих членов в органы Временного правительства, в городскую думу и т.д. Никаких социальных требований, насущных для трудящихся, общество не выдвигало и не было способно выдвигать, поскольку выражало интересы эксплуататорских слоев.

Временное правительство и его органы на местах не решили ни одного коренного вопроса революции. Ничего не предпринималось для улучшения положения трудящихся масс. В городе была введена карточная система на хлеб, чай, сахар, керосин. Но на прилавках многих товаров не было. Купцы и торговцы укрывали хлеб и другие дефицитные товары, процветала спекуляция. Для городской бедноты надвигались голод, безработица. Антинародная политика Временного правительства вызывала растущее недовольство трудящихся. Под воздействием революционных событий в стране усиливалась активность городской бедноты, а также бывших солдат, вернувшихся домой.

Лидеры мелкой буржуазии, прежде всего комитет "Общества обновления", стремились захватить руководство массами в свои руки. По их инициативе 1 августа 1917 года в городе был созван сход мещанского общества и на нем избраны городской Совет земледельцев (мещан) и его исполнительный комитет. Во главе руководства Советом им удалось поставить своих представителей. Председателем исполкома был избран В.Ф. Попов (он же занимал пост председателя уездного земельного комитета) , его заместителем — эсер С.О. Латкин, занимавший должность агронома в уездной земской управе, один из наиболее реакционных представителей мелкобуржуазной интеллигенции. В.Ф. Попов и С.О. Латкпн получили полномочия представлять мещанское общество на первом съезде уездного Совета крестьянских депутатов, который состоялся с 7 по 10 августа 1917 года в городе Усть-Сысольске. "Общество" добилось того, что председателем уездного исполкома Совета крестьянских депутатов был избран С. Латкин.

Уездный Совет крестьянских депутатов принял решение о верности буржуазному правительству и высказался за продолжение войны "до победного конца". Практическими действиями он помогал проводить в жизнь политику контрреволюционного правительства.

В Усть-Сысольске, как и в целом в Коми крае, на пути революционной мобилизации трудящихся стояли серьезные трудности, обусловленные своеобразием социально-политической обстановки. Отсутствие сколько-нибудь закалённого в борьбе с эксплуататорами отряда промышленных рабочих и организации РСДРП затрудняло политическое воспитание масс, сплочение наиболее сознательных представителей городской бедноты и рабочих. Большое влияние на политическую жизнь оказывали лидеры мелкобуржуазных слоев Усть-Сысольска, в большинстве своем придерживавшиеся эсеровской ориентации.

В то же время в городе возрастала революционность масс. Об этом свидетельствовали выступления трудящихся против продовольственной политики буржуазного правительства и местных органов власти, начавшиеся обыски у должностных лиц и купцов в целях выявления и изъятия у них продовольствия для снабжения нуждающихся. Трудящиеся города, прежде всего беднота, требовали также решения аграрного вопроса, скорейшей передачи в их пользование частновладельческих (купеческих) земель.



Вернуться в начало раздела

1

Вернуться на главную страницу сайта

Авторское право © , 2005-2014; , 2014-2015 - Все права защищены

Копирование материалов разрешено только с видимой гиперссылкой на источник: http://www.syktyvkar.ws/

Хостинг сайта предоставлен и осуществляется компанией ЗАО "SpaceWeb" (г.Санкт-Петербург, Россия)

Яндекс цитирования
rss
Карта