Город Сыктывкар - информационный портал города Сыктывкара

 

Город Сыктывкар

 

Вернуться в начало раздела

1

Вернуться на главную страницу сайта

Древнее поселение

Погост Усть-Сысольск

Становление города

Город в начале ХХ века

Город в годы революции 1917 года и гражданской войны

Город в период восстановления народного хозяйства

Город в период социалистической реконструкции народного хозяйства и начала строительства развитого социалистического общества (1926 - июнь 1941 года)

Культурное строительство (1921 - 1941 годы)

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы)

Сыктывкар в годы первых послевоенных пятилеток (1946-1958 годы)

Столица Коми АССР в годы коммунистического строительства

 

Усть-Сысольск в 60-90 годы XIX века

Управление

Отмена в 1861 году крепостного права в России и последовавшие за ней реформы создали условия для более быстрого развития страны. На смену феодальной формации пришёл новый общественный строй — капитализм, который развивался "вглубь" и "вширь", — распространяясь на новые территории, всё теснее втягивая в сферу общероссийского хозяйства глухие окраины. Однако продвижение России по пути прогресса тормозилось сохранившимися пережитками феодального строя (обширное помещичье землевладение, политическая власть дворянства и т.д.), что сказывалось на социально-экономическом развитии окраин.

Европейский Север оказался сырьевым придатком и рынком сбыта российского и иностранного капитала. Уездный город Усть-Сысольск, отстоящий на сотни верст от губернского центра — Вологды и железнодорожных путей, во второй половине XIX века рос медленно. Однако в силу своего географического положения, а также являясь центром одного из самых крупных по территории уездов Вологодской губернии, заселённой в основном коми-зырянами, он всё в большей мере становился и центром экономической, политической и культурной жизни коми народа. В Усть-Сысольске разместились новые уездные государственные органы — уездный съезд мировых посредников, осуществлявший в своих участках правительственно-дворянский надзор над крестьянскими сословными учреждениями (сельскими и волостными сходами и должностными лицами, волостными правлениями и волостными судами). В 1882 году мировые посредники в Коми крае были заменены чиновниками по крестьянским делам, а по закону 12 июля 1889 года — земскими начальниками. Земские начальники назначались министром внутренних дел, как правило, из дворян и получали ещё более широкие административно-судебные права по надзору за крестьянами и крестьянскими сословными учреждениями. В Усть-Сысольском уезде было назначено пять земских начальников. Съезд земских начальников собирался и работал в Усть-Сысольске.

25 декабря 1862 года были приняты Временные правила об устройстве полиции, согласно которым старые полицейские органы — в уездных городах — городничий и его канцелярия, в уездах — земский исправник и земский суд — были объединены в уездное полицейское управление во главе с исправником, назначаемым губернатором, как правило, из дворян. Централизация городской и уездной полиции расширяла полицейскую власть исправников, распространявшуюся теперь на весь уезд.

Во второй половине 60-х — начале 70-х годов в Усть-Сысольске происходят значительные перемены, связанные с проведением  реформ: земской, судебной, городской и других. Первые выборы земских гласных на основе Положения 1864 года в Усть-Сысольском уезде были проведены в конце 1866 — начале 1867 годов, а открытие земского собрания в г. Усть-Сысольске состоялось осенью 1869 года. Среди земских гласных Усть-Сысольского уезда, представлявших все сословия, численно преобладали представители зажиточного крестьянства. В Усть-Сысольской земской управе должность председателя занимали преимущественно купцы, являвшиеся одновременно лесовладельцами и предпринимателями. По земской контрреформе 12 июля 1890 года председатели уездных земских управ стали назначаться министром внутренних дел, причём исключительно из дворян. Деятельность земства внесла живительную струю в общественную жизнь Усть-Сысольска и уезда. И хотя земство было ограничено в правах и финансовых средствах, оно сыграло прогрессивную роль в развитии местного хозяйства, народного просвещения и здравоохранения в городе и в уезде.

С утверждением в 1864 году новых судебных уставов, провозгласивших основные принципы буржуазного права (формальное равенство всех перед законом, отмена сословного принципа, независимость суда от администрации, право обвиняемого на защиту, суд присяжных заседателей), упрощается громоздкая структура сословных дореформенных судов.

Шагом навстречу интересам крепнущей буржуазии, потребностям капиталистического развития страны явилась реформа городского самоуправления. "Городовое положение" от 16 июня 1870 года отменяло сословную организацию городского управления. Учреждались бессословные (избранные на основе имущественного ценза) городские думы с их исполнительными органами — городскими управами во главе с городскими головами.

Анализ состава городской думы показывает, что во главе города Усть-Сысольска стояло купечество. С утверждением нового городового положения от 11 июня 1892 года, являвшегося городской контрреформой, произошло ограничение избирательных прав городского населения. В Усть-Сысольске право выбора думы получили лишь владельцы недвижимого имущества, оценённого на сумму не менее 300 рублей. Избирательных прав лишились мелкие торговцы и промышленники, лица интеллигентных профессий, собственники небольших домов и т.д. В результате число избирателей в Усть-Сысольске сократилось от 623 человек в 1879 году до 125 — в 1894 году. Они объединялись в одно собрание и выбирали 20 гласных и четырёх кандидатов. Отстранение от участия в "самоуправлении" города мелкой буржуазии означало усиление роли и места крупной буржуазии, которая и направляла деятельность думы в своих интересах.

Городская дума и её исполнительный орган ведали сбором городских налогов и распределением расходов. Компетенция городского самоуправления была установлена в тесных рамках хозяйственных вопросов: благоустройство города, финансирование городских школ и медицинских учреждений, попечение о торговле, противопожарные меры. Деятельность городской думы, так же как и земства, была под неослабным контролем чиновничества. Городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел; последние могли наложить вето на любое решение городской думы. Преобладание в городской думе местной буржуазии, а также общий характер городского самоуправления как подсобного правительственного органа приводили к тому, что налоговое бремя падало на бедноту и средние слои городского населения и их нужды оставались, как правило, неудовлетворенными.

 

Торгово-промышленное развитие Устъ-Сысольска, население и городское хозяйство

Развитие капитализма в России, распространение его вширь способствовали оживлению торговли на территории Коми края. В пореформенный период значительно укрепились и расширились связи Коми края с центральными районами России, с городами В. Устюгом, Вологдой, Архангельском, Чердынью, Пермью, Москвой, Петербургом и другими. Усть-Сысольск превратился в крупный по тому времени транзитный и перевалочный пункт на торговом пути между земледельческим Югом и охотопромысловым Севером. Только в 1876 году через Усть-Сысольок было отправлено в Петербург и Москву, Вологду, Архангельск и на Нижегородскую ярмарку пушнины на 200 тысяч рублей.

В 1863 году купцы и мещане г. Усть-Сысольска обращаются к правительству с просьбой "для вспомоществования усть-сысольских граждан в торговых и промышленных оборотах и вообще для развития торговли и промышленности учредить в г. Усть-Сысольске общественный банк". В апреле 1865 года Сенат разрешил открыть этот банк. Деятельность его контролировалась выборными представителями городского общества. Однако капиталы банка росли медленно. В 1866 году сумма всех оборотов, производимых им, не превышала 40000 рублей в год. В год образования общественного банка в Усть-Сысольске была открыта и сберегательная касса. Создание общественного банка и сберегательной кассы в известной степени способствовало дальнейшему развитию торгово-предпринимательской деятельности жителей Усть-Сысольска.

О дальнейшем развитии товарно-денежных отношений в городе и уезде, о росте значения Усть-Сысольска как торгового центра свидетельствуют данные о Георгиевской ярмарке. Сюда приезжали купцы и крестьяне из многих сёл и деревень Усть-Сысольского, Печорского и Яренского уездов, а также купцы из Великого Устюга, Сольвычегодока, Вятки (ныне - г. Киров) и из уездов Вятской и Пермской губерний. В Усть-Сысольск привозились в основном мануфактурные, бакалейные и галантерейные товары, а также пушнина, дичь и изделия из оленьих шкур. Так, в 1872 году на ярмарку было привезено товаров: галантерейных, москательных, кожевенных на 34150 рублей; рябчиков, шкур лисиц, куниц, росомах, выдр, медвежьих шкур, сала и другого товара на 19175 рублей, всего на 53325 рублей, а продано — на 34575 рублей. Местное население сбывало на ярмарке преимущественно предметы охоты и рыболовства, сало, невыделанные кожи и масло и отчасти толстое сукно и холст. В последующие годы оборот ярмарки увеличивается и к середине 90-х годов достигает 100—150 тысяч рублей.

Торговля велась также в магазинах, торговых лавках, булочных, кондитерских, число которых постепенно росло. В 1883 году в городе было 33 торговых заведения.

Главным предметом торговли местных купцов был хлеб. Усть-сысольские торговцы скупали хлебные припасы преимущественно в Вятской и Пермской губерниях. Конечно, в продаже имелись и различные бакалейные, металлические, москательные, мануфактурные и другие товары, но по сравнению с хлебом торговля ими была менее значительна.

Наиболее крупную торговлю во второй половине XIX века вели купцы А.М. Забоев, Ф.М. Сычев (после смерти — его жена Д.И. Сычева), В.П. Оплеснин, М.А. Суворов, П.А. Комлин, П.В. Жеребцов, Михаил и Василий Латкины. Годовой торговый оборот от продажи хлеба у купца 2-й гильдии А. М. Забоева был 35000 рублей. У торговавших мануфактурными, бакалейными, москательными товарами и табаком купцов 2-й гильдии Я.М. Сычева, В.П. Оплеснина и М.А. Суворова торговый оборот составлял свыше 10 тысяч рублей. Доходы купцов росли, расширялась сфера их деятельности. Купцы скупали у крестьян-охотников по дешевке шкуры различных зверей, птицу и продавали им по завышенным ценам мануфактурные и иные промышленные товары.

Часть купцов не ограничивается только торговыми операциями, а вкладывает свои капиталы и в производство. Купцы, как правило, являлись владельцами того небольшого количества мелких промышленных предприятий, которые имелись в Усть-Сысольске. К концу XIX века в городе было 3 кожевенных, один кирпичный и один спичечный "заводы". На них работало всего 23 рабочих, а сумма производства равнялась 6898 рублям. Работы производились в основном вручную. В городском хозяйстве эти заведения не играли большой роли.

Промышленный облик Усть-Сыоольска характеризовался в основном мелкими кустарно-ремесленными заведениями, приготовляющими пищу и производящими предметы одежды и домохозяйства. Количество ремесленников в городе за 41 год (с 1862 по 1903 год) увеличилось почти в 2 раза (от 102 до 186). Особенно быстро росло число булочников, сапожников, портных, кузнецов. Появляются ремесленники — пряничники, колбасники, кондитеры, модистки, медники; исчезают каретники, коновалы. С возникновением мелких предприятий часть ремесленников стала работать на них по найму. Однако в силу окраинного положения, общей экономической отсталости Коми края и немногочисленности населения, запросы которого удовлетворялись имеющимися предприятиями и привозными товарами, мелкотоварное производство не перерастало ещё в мануфактурное и фабрично-заводское.

Главным занятием основной массы жителей города и источником их дохода оставались земледелие и скотоводство. Городская управа в ежегодных отчетах постоянно отмечала, что "для обывателей Усть-Сысольска единственным занятием служат хлебопашество и сенокошение... Ввиду отсутствия в городе каких-либо фабрик или заводов, где бы можно было найти какой-либо заработок, обыватели весьма охотно обрабатывают арендную землю, хотя от этого особой прибыли и не получается".

Земля, которую арендовали горожане, являлась одной из основных статей дохода в бюджете города. Другими источниками денежных средств думы были сборы с недвижимого имущества горожан, торговли и промыслов. Общий подъём экономики страны, связанный с развитием капитализма, вызвал оживление хозяйства Усть-Сысольска, а в связи с этим и некоторое возрастание городских доходов. За 22 года, с 1871 по 1893 год, городской бюджет вырос с 4152 рублей 49 копеек до 9604 рублей 46 копеек, то есть более чем в два раза. В связи со строительством новых домов и хозяйственных помещений более чем в четыре раза выросли сборы с недвижимых имуществ. Увеличились и расходы. Но большая их доля (около 70 процентов) шла на содержание правительственных учреждений, городской полиции и городского управления. На благоустройство, народное образование и медицину тратились мизерные средства. Расходы по этим статьям составили в 1871 году 15,6 процента от суммы всех расходов, в 1891-м — 17,4 процента. В городе не было ни одного коммунального предприятия, дороги не мостились, воду жители брали из колодцев, улицы не освещались.

Население города увеличивалось медленно, хотя среднегодовой прирост был немного выше, чем в предыдущие десятилетия. Так, если с момента образования города до 1860 года, то есть за 80 лет, количество населения выросло в 1,8 раза, то за 37 лет, с 1861 по 1897 год — в 1,4 раза, до 4464 человек. Это объяснялось оживлением экономического и культурного развития города во второй половине XIX века. Из тринадцати городов Вологодской губернии Усть-Сысольск по числу жителей постоянно занимал третье место после Вологды и Великого Устюга. В 1897 году городские жители составляли всего 5 процентов населения уезда.

С развитием хозяйства и увеличением численности населения Усть-Сысольска рос и сам город. В 1895 году имелось 772 деревянных дома и 7 каменных зданий. Во второй половине XIX века было построено только три каменных здания гражданской архитектуры — городская управа (ныне одно из зданий МВД Коми АССР на улице Кирова), монастырское подворье Ульяновского монастыря (некогда детская хореографическая школа на улице им. Бабушкина) и по проекту вологодского архитектора Федорова в 1890 году закончено строительство здания духовного училища. Не считая церквей, последнее было самым крупным каменным зданием в городе. Оно выглядит нарядным и торжественным, с формами, характерными для архитектурного романтизма, и до сих пор привлекает внимание сыктывкарцев и гостей города. В 1883 году, к 500-летию христианизации коми, был возведен Стефановоний собор в центре города на Стефановской площади. Он состоял из пятиглавой церкви и четырехэтажной колокольни.

В конце XIX века было построено здание пожарной каланчи, которое имеет традиционную для этого типа зданий композицию: основной двухэтажный объём и восьмигранную 11-метровую башню, возвышающуюся над центром фасада. Значительно переделанное в настоящее время, но с сохранением башни, оно является достопримечательностью Сыктывкара.

В центральной части города наряду с каменными строились двухэтажные деревянные дома. В основном же преобладали мещанские одноэтажные домики с мезонином и с четырёхскатными крышами. В городских слободках (Кируль, Тентюково) строили избы крестьянского типа с хозяйственными постройками под общей двускатной крышей с жильем.

В 1890-е годы на берегу Сысолы, около Троицкого собора, был разведён небольшой общественный сад (ныне парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова).

 

Культура. Общественная жизнь

Городское приходское и уездное училища, возникшие в первой половине XIX века, долгие годы были единственными учебными заведениями в Усть-Сысольске. Учитывая потребности капиталистического развития и стремясь удовлетворить интересы подымающейся буржуазии и в какой-то мере запросы народных масс, правительство расширяет сеть учебных заведений как в уезде, так и в городе.

Заметным событием в жизни города стало преобразование в 1870 году женского училища 2-го разряда в женскую прогимназию, где девочки — дети купцов, богатых мещан, чиновников — могли получить повышенное образование.

В улучшении народного образования значительной была роль земства, в ведение которого перешли приходские школы ведомства государственных имуществ и уделов.

В декабре 1887 года была открыта в слободке Нижнем конце (Тентюково) образцовая церковно-приходская школа. А несколько ранее, в сентябре 1882 года, в этой же слободке начало действовать второе приходское училище, в котором совместно обучались мальчики и девочки.

В церковно-приходских двухклассных и одноклассных школах порядок и педагогическая практика зависели от духовного ведомства, которое ставило цель "утвердить в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания". В одноклассных школах занятия сводились к изучению "Закона Божьего", обучению навыкам церковного пения, чтения церковной и гражданской печати и письма, усвоению детьми начальных арифметических сведений. В двухклассных, в частности в Тентюковской, сверх этого сообщались "сведения из истории церкви и Отечества".

В 1872 году из Яренска в Усть-Сысольск было переведено духовное училище. Часть окончивших это училище в дальнейшем работала учителями в школах города.

Таким образом, к концу XIX века в Усть-Сысольске функционировали женская прогимназия, духовное училище, городское и два приходских училища и несколько церковно-приходских школ. Процент грамотных здесь был намного выше, чем в уезде. По переписи 1897 года грамотность в городе составляла 37,7 процента, а в уезде — 14,5 процента. Однако существовавшая система народного образования не удовлетворяла подлинных запросов жителей. Грамотность населения оставалась низкой. Половина городских детей школьного возраста ни в каких учебных заведениях не обучалась. В городе не было ни средних школ, ни профессионально-технических учебных заведений.

В ещё более худшем положении находилось в городе народное здравоохранение. К началу деятельности земства больница в городе представляла собой жалкое заведение. Городская управа докладывала 28 сентября 1870 года земскому собранию, что "городская больница приказа общественного призрения была принята управой от совета больницы 30 апреля 1870 года, при приёме была найдена в следующем виде: больница устроена на десять кроватей, помещалась она в ветхом, полуразвалившемся деревянном общественном доме, маловместительном, неудобном и совершенно не соответствующем своему назначению". На этом же собрании решено было построить новую больницу. На содержание городской больницы определялось 3009 рублей в год.

Поскольку со строительством больницы дело затягивалось, управа в июле 1877 года купила под больницу дом у купчихи Латкиной. Число больничных коек увеличилось до 30, а к концу XIX века всего лишь до 35. Это для города и уезда было, безусловно, крайне недостаточно, но всё же некоторые сдвиги в улучшении медицинского обслуживания наметились. Увеличились земские расходы на городскую больницу. В 80-е годы она укомплектовывается дополнительным штатом среднего медицинского персонала — тремя фельдшерами — и в ней устанавливается обязательное безотлучное дежурство фельдшеров. В 1883 году на службу было принято два лекарских ученика. По постановлению земского собрания от 23 октября 1895 года в городе Усть-Сысольске была открыта аптека отдельно от городской земской больницы.

Видную роль в культурной жизни Усть-Сысольска играла публичная библиотека. По количеству книг библиотека долгое время занимала второе место в губернии (после Вологодской). К 1868 году в ней насчитывалось 2114 книг, в Вологодской — 2250, в Устюгской — 584, Тотемской — 498, Кадниковской — 380. Усть-Сысольская библиотека к началу 90-х годов XIX века насчитывала свыше 9000 томов, кроме того, в ней было собрано свыше 400 старинных рукописей, актовых материалов XVI— XVII веков, переписные, писцовые книги и прочие рукописные материалы по истории, этнографии, географии, экономике, статистике местного края. В 1892 году все эти рукописи были вытребованы для хранения в Петербургскую публичную библиотеку и ныне находятся в рукописном фонде Санкт-Петербургской библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. Первой библиотекой в Усть-Сысольске пользовались только местные чиновники, купцы, богатые мещане и члены их семей.

18 июня 1899 года в Усть-Сысольске была открыта вторая библиотека. В её уставе говорилось, что "Усть-Сысольская народная библиотека-читальня учреждается в г. Усть-Сысольске Усть-Сысольской городской думой и имеет целью дать возможность всем, без различия пола, возраста, состояния, жителям города Усть-Сысольска и пригородных слобод и деревень на расстоянии 5 верст от города безвозмездно пользоваться книгами для чтения на дому, а также и в помещении библиотеки". Заботу о хранении, приобретении и выдаче книг взяли на себя учителя А.И. Забоева, А.С. Глушкова, М.М. Пуцято и А.А. Цембер. С момента своего основания библиотека приобрела популярность, за первые полгода существования ее посетило 605 человек, из них 138 женщин. За полгода было выдано 4237 книг: в том числе беллетристики и биографий — 1996, исторических и географических — 617, на естественно-историческую, сельскохозяйственную тематику и по ремеслам — 589 книг, духовно-нравственного содержания — 825 и т.д. Библиотекой пользовались 25 чиновников, 183 мещан и купцов, 69 крестьян и 328 учащихся.

Культурная жизнь Усть-Сысольска не ограничивалась деятельностью библиотек. На страницах "Вологодских губернских ведомостей" в 1865 году сообщалось, что в Усть-Сысольске ежегодно в зимнее время возобновляются "благородные" общественные спектакли, ставятся различные пьесы. Особенно зрителям нравились пьесы А. Островского. "На усть-сысольской сцене,— сообщалось далее в "Ведомостях", — с 1861 по 1865 год появились замечательные, талантливые актеры в лицах И.В. Меркулова и Е.М. Кичиной, что подтверждает и сознаёт вся усть-сысольская публика". Ставились пьесы русских драматургов, некоторые из них для этого даже переводились на коми язык. Эта традиция усть-сысольской интеллигенции продолжалась и в последующем.

Заметную роль в культурной и политической жизни Усть-Сысольска во второй половине XIX века начали играть политические ссыльные. Это были, как правило, образованные люди. Они привозили с собой нелегальную литературу или получали её разными путями из других городов страны, знакомили с подпольными изданиями представителей местной интеллигенции. Известно, что многие из них в Усть-Сысольске увлекались произведениями Чернышевского, Добролюбова и Герцена.

В 60-е годы XIX века в Усть-Сысольск высылаются участники польского восстания 1863—1864 годов. В начале 1863 года в город попадает П.И. Войнаральский. Здесь он продолжает революционную деятельность, распространяя среди местной интеллигенции запрещённую литературу.

Начиная с 70-х годов в Усть-Сысольск ссылаются представители революционно-демократической интеллигенции, участники революционных народнических организаций. В июле 1873 года из Петербурга за антиправительственную деятельность и написание прокламации "Свобода, равенство, братство" был сослан в Усть-Сысольск И.И. Лебедев. 8 апреля 1875 года эта прокламация была снята полицией города с забора одного из домов. Она призывала граждан "встать в ряды защитников свободы, защитников народа от шайки подлецов... К оружию, граждане, к оружию! Долой тирана и подлых слуг его! Да здравствует свобода!". За составление и расклейку прокламации с призывом к восстанию И.И. Лебедев был вновь привлечён к суду и осуждён к каторжным работам, приговор затем заменён ссылкой в Сибирь.

В начале 80-х годов беспокойство усть-сысольскому "полицейскому начальству доставляли политссыльные народники И. Аитов, С. Волков, Д. Смирнов, Е. Карпов. Уездному исправнику не раз случалось докладывать в Вологду, что ссыльные занимаются чтением книг, "сходясь в общую квартиру, куда посторонних не допускают", и что они, "увлёкшись этим, под конец могут распространить между здешними жителями преступные идеи". Свидетельством серьёзности занятий ссыльных является список книг, которыми они пользовались. Так, в списке книг революционера-народника, усть-сысольского ссыльного И. Аитова, которые были ему возвращены после пересмотра в губернском жандармском управлении, числится и "Капитал" К. Маркса.

В 1879 году в числе шести усть-сысольских ссыльных был петербургский рабочий Семен Волков, принимавший активное участие в организации "Северного Союза русских рабочих". Спустя семь лет в Усть-Сысольск был выслан один из организаторов Морозовской стачки Василий Сергеевич Волков. Он скончался здесь в мае 1887 года от туберкулеза.

Движение революционных "разночинцев", несомненно, оказало воздействие на общественное развитие национальных окраин России, в том числе и Коми края. Оно сыграло роль толчка в зарождении здесь передовой общественной мысли, носителями которой стали представители демократически настроенной части нарождающейся интеллигенции.

Наиболее талантливым и ставшим широко известным уже в годы Советской власти был Иван Алексеевич Куратов — основоположник коми литературы, поэт и учёный.

И.А. Куратов в апреле 1861 года, после окончания Вологодской духовной семинарии и непродолжительного периода жизни в Москве, переехал в Усть-Сысольск на должность преподавателя Усть-Сысольского приходского училища. Среди  интеллигенции он нашёл людей, близких по взглядам и убеждениям, быстро сошелся с учителем истории и географии П.С. Кокшаровым, а также с В.Е. Кичиным, П.Л. Фрязиновским, высланным студентом П.И. Войнаральским — одним из будущих вдохновителей хождения в народ.

Усть-сысольский период жизни И.А. Куратова был одним из самых плодотворных в его литературной деятельности. Поэт создал ряд замечательных стихотворений: "Тьма", "Самсон", "Уходящему 1865 году" и другие, значительно пополнил количество переведённых им стихотворений русских и западноевропейских поэтов. Здесь окончательно складываются его эстетические вкусы и взгляды на задачи искусства.

Куратов изучает экономическое состояние Коми края, жизнь своего народа, собирает его устно-поэтическое творчество, трудится над созданием грамматики родного языка. Среди городского чиновничьего общества И. Куратов прослыл опасным вольнодумцем. Независимый характер поэта, близость к простому народу, дружба с политически неблагонадежными людьми, его резкие эпиграммы вызывают неудовольствие властей, к нему настороженно и враждебно начинают относиться чиновники полицейского управления. Создаётся обстановка, совершенно невыносимая для молодого поэта, и он в октябре 1865 года навсегда покидает Усть-Сысольск.

Творчество Куратова продолжалось в Средней Азии. В этот период, длившийся девять лет, И.А. Куратовым были созданы самые зрелые, насыщенные глубоким философским содержанием произведения. Тема жизни трудящихся оставалась в центре внимания поэта. Находясь вдали от родных мест, он по-прежнему остро чувствует горести и страдания своего коми народа. Умер И.А. Куратов в Верном (ныне г. Алма-Ата) 17 ноября 1875 года от чахотки.

Литературное наследство И.А. Куратова, которое дошло до нас, свидетельствует о богатстве и многогранности его творчества. Он был видным участником создания новой демократической культуры, основы которой закладывались великими русскими революционными просветителями. Взгляды его эволюционировали от просветительского демократизма к революционному демократизму. В лице коми поэта зарождалось новое, прогрессивное направление в развитии коми культуры.

Другим ярким представителем коми народа, одним из основоположников коми языковедческой науки был Георгий Степанович Лыткин. Родился он 25 мая 1835 года в Усть-Сысольске в богатой купеческой семье, впоследствии разорившейся. Окончил Усть-Сысольское уездное училище, Вологодскую гимназию и факультет восточных языков Петербургского университета. В начале 60-х годов Г.С. Лыткин общался с передовой демократической интеллигенцией. С 1871 года Г.С. Лыткин до самой смерти (22 марта 1907 года) был преподавателем географии и истории шестой гимназии Петербурга и вёл большую научно-исследовательскую работу: составил "Географические таблицы", а также учебник общей географии, выдержавший три издания. Однако основной научной работой этого учёного были исследования по филологии пермских (коми и удмуртского) и калмыцкого языков. Одна из главных заслуг Г.С. Лыткина — окончательное установление фонемного состава коми языка, создание грамматики на родном языке и составление первого сравнительно-сопоставительного словаря пермских языков, выявление и расшифровка образцов письменности, созданной Стефаном Пермским в 70-е годы XIV века. Все это опубликовано в его книге "Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык" (Спб, 1889). Этот труд дал не только нормативную грамматику и словарь, но и представил значительное количество литературно обработанных образцов коми текстов.

Для культурной жизни Усть-Сысольска практическое и познавательное значение имели труды местных преподавателей М.И. Михайлова, Е.В. Кичина, В. Кичина и земских деятелей К.А. Попова, И. Попова, А. Држевецкого и других. В них можно найти ценные, интересные сведения по географии и экономике Коми края, по истории коми народа, подробные описания быта и семейных отношений, нравов и обычаев, промыслов и других видов занятий коми крестьянства. Правда, большинство этих работ носит чисто описательный характер.

* * *

Реформы 60—70-х годов XIX века, несмотря на свою ограниченность, имели прогрессивный характер. Земство и городское самоуправление приложили некоторые усилия к развитию местного хозяйства, народного образования, медицины. Рос бюджет города, однако расходы в большей части шли на содержание полиции, причём эти ассигнования из года в год увеличивались. Расходы же на благоустройство города, особенно на санитарное обслуживание, росли крайне медленно. Поэтому городское хозяйство всё более отставало от насущных потребностей населения.

Во второй половине XIX века произошли заметные изменения в торгово-промышленной и культурной жизни Усть-Сысольска. Но реакционная политика царского правительства ущемляла национальные интересы коми народа, сводила на нет начинания передовой общественности, продолжая держать в темноте трудящиеся массы.



Вернуться в начало раздела

1

Вернуться на главную страницу сайта

Авторское право © , 2005-2014; , 2014-2015 - Все права защищены

Копирование материалов разрешено только с видимой гиперссылкой на источник: http://www.syktyvkar.ws/

Хостинг сайта предоставлен и осуществляется компанией ЗАО "SpaceWeb" (г.Санкт-Петербург, Россия)

Яндекс цитирования
rss
Карта