Город Сыктывкар - информационный портал города Сыктывкара

 

Город Сыктывкар

 

Вернуться в начало раздела

1

Вернуться на главную страницу сайта

Погост Усть-Сысольск

Становление города

Усть-Сысольск в 60-90 годы XIX века

Город в начале ХХ века

Город в годы революции 1917 года и гражданской войны

Город в период восстановления народного хозяйства

Город в период социалистической реконструкции народного хозяйства и начала строительства развитого социалистического общества (1926 - июнь 1941 года)

Культурное строительство (1921 - 1941 годы)

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы)

Сыктывкар в годы первых послевоенных пятилеток (1946-1958 годы)

Столица Коми АССР в годы коммунистического строительства

Древнее поселение

 

Первоначальное заселение территории современного Сыктывкара началось в глубокой древности. В северо-восточных окрестностях города между селом Озел и поселком Седкыркещ, на берегу озера Эньты, открыты древние поселения (Эньты I—V), относящиеся к эпохе неолита (новый каменный век — III тыс. до н.э.). На этих памятниках выявлены следы жилищ наземного типа, имевших форму вытянутого прямоугольника, множество очагов, насыщенных культурными остатками (обожженными костями животных, обломками глиняных сосудов, кремневыми предметами).

Керамика эньтыйских поселений находит параллели на неолитических памятниках лесной полосы европейской части России (на Северной Двине, Ижме, в Прикамье и на верхней Волге).

К эпохе раннего бронзового века (первая половина II тыс. до н. э.) относятся некоторые поселения у того же озера Эньты с керамикой, имеющей сходство с керамикой поселения Галово II на Ижме и турбинской культуры Прикамья. Орудием труда является бронзовый топор — кельт, найденный в урочище Красная Гора в черте города Сыктывкара, датируемый примерно XIII—XII веками до н. э. К этому же времени относится стоянка в районе дачного местечка Лемью в окрестностях Сыктывкара. На стоянке найдены кремневые наконечники, скребки и отщепы с ретушью, рубящее каменное орудие.

Бассейн средней Вычегды в это время был заселен отдаленными предками финских, в том числе коми, народов. Главными занятиями их были охота, рыболовство, собирательство (грибов, ягод и других полезных растений).

Орудиями промысла являлись лук, стрелы и копья. Наряду с металлическими, широко применялись каменные орудия. Для охоты и рыболовства устраивались различные загоны и заграждения. Так как индивидуальная охота и рыболовство при наличии таких орудий и способов были малоэффективными, люди жили родовыми коллективами. Наиболее трудоемкие производственные процессы (охота на крупного зверя, устройство загонов и заграждений и т.п.) выполнялись коллективно, а полученные результаты становились общей собственностью рода. Распределение продуктов производилось на уравнительных началах. Это был первобытнообщинный строй в родовой форме.

Крупным по историческим последствиям явлением оказалось начало применения железных орудий (ранний железный век, VIII век до н.э.— III век н.э.), вместе с которыми еще долгое время бытовали и каменные орудия. К этому времени относится массивный кремневый скребок с сильно выпуклым рабочим краем, найденный в урочище Белый Бор близ Сыктывкара.

В середине I тыс. н. э. на Европейском Северо-Востоке складывается так называемая ванвиздинская культура (IV—IX века н.э.). В урочище Красная Гора, близ устья р. Сысолы, обнаружено разрушенное ванвиздинское поселение. Были вскрыты остатки кострища, насыщенного керамикой, кремнем и мелкими костями. На поверхности собраны кремневые отщепы, наконечник стрелы.

В это время в развитии производительных сил, характере занятий и в общественном строе населения Вычегодского края произошли большие изменения. Огромное значение имело освоение производства железных орудий. В частности, широколезвийный железный топор позволял в значительных для тех времен размерах производить расчистки земель из-под кустарников и лесов. Это обусловило возможность, наряду с охотой, рыболовством и собирательством, заняться скотоводством (на поселениях ванвиздинского времени в бассейне Вычегды обнаружены кости лошади, коровы, овцы, свиньи). В это время здесь возникло и примитивное мотыжное земледелие.

Применение железных орудий значительно расширило возможности ведения хозяйства силами индивидуальной семьи, повысило производительность труда, создало предпосылки производства избыточной продукции. Появляется частная собственность на орудия производства и получаемую продукцию, а следом за ней и имущественное неравенство. Вычегодский край вступает в полосу разложения первобытнообщинного строя и становления классовых отношений.

Преемниками ванвиздинцев на средней Вычегде, в том числе и в районе будущего Сыктывкара, стали уже известные по русским письменным источникам XII—XV веков пермяне (или пермь вычегодская), являющиеся непосредственными предками современных коми (зырян).

Интереснейшим археологическим памятником города является могильник X—XI веков. Были раскопаны два погребения — мужское и женское. Среди предметов погребального инвентаря надо отметить железный наконечник стрелы, шумящую подвеску с изображением в центре человеческого лица, сердцевидные бронзовые бляшки поясного набора, среднеазиатские монеты, трубчатые пронизки и другие украшения, костяной орнаментированный гребень. При рассмотрении этих вещей обращают на себя внимание, во-первых, их широкий ассортимент, во-вторых, различные области происхождения. Аналогии некоторым из них учёные находят в булгарском Поволжье, другим — на славянском Севере. Эти находки свидетельствуют о дальнейшем развитии производительных сил и обменной торговли вычегодцев. В это время предки коми — пермь вычегодская — уже вступили в непосредственные контакты с русскими. В самом раннем русском летописном своде — в "Повести временных лет" (I пол. XII века) народ пермь упоминается в числе данников Новгорода, входившего в то время в состав раннефеодального Древнерусского (Киевского) государства.

В конце XII века вычегодские коми попали в даннические отношения с Владимиро-Суздальским княжеством, и их земли вошли в состав Устюжской волости. С распадением Владимиро-Суздальского княжества в начале XIII века на ряд удельных княжеств Устюжская волость попала в состав удельного княжества Ростовского. В 1364 году эта волость, а вместе с ней и земли вычегодских коми (пермян) отошли под власть Москвы. Великие князья московские (Дмитрий Донской и его преемники) накладывают на местное население постоянные дани пушниной.

Крупными мерами в укреплении власти Москвы на средней Вычегде являлись христианизация вычегодских пермян в 80— 90-х годах XIV века, а с 1451 года — назначение сюда наместников великого князя московского. Под влиянием русских ускоряется хозяйственное развитие края. Находки на Вычегде железных сошников XIII—XIV веков славянского типа свидетельствуют о том, что переход предков коми от мотыжного земледелия к пашенному происходил под русским воздействием. В это время (XIV—XV века) район устья Сысолы также был заселен. На Красной Горе были обнаружены остатки могильника этого периода, и среди них обломки железных орудий, что творит о дальнейшем прогрессе в развитии производительных сил. В связи с этим углубляется процесс разложения первобытнообщинного строя. Родовые коллективы сменяются территориальными общинами, в которых, наряду с коллективной собственностью на некоторые средства производства (выгоны, рыболовные угодья и др.), все большее значение приобретает частная собственность на средства и орудия производства. Люди стали объединяться не по родовому признаку, а по месту жительства. Место родовой общины заняла территориальная, соседская община — последняя ступень первобытнообщинного строя. Основной производительной ячейкой стала индивидуальная семья.

Великие князья московские в XV веке уже считали Пермь Вычегодскую своей вотчиной. Они "жаловали" пермян ими же освоенными землями, охотничьими и рыболовными угодьями. Формально за эти земли и угодья пермяне обязаны были платить великим князьям пушниной или деньгами. За единицу обложения принимался лук (лук — единица обложения податями; по мнению некоторых исследователей это взрослый мужчина — охотник, по мнению других — хозяйство большой семьи). В порядке государственной повинности пермяне строили укрепления, несли воинскую службу и т.д. Все это относилось и к жителям района устья Сысолы.

Такова предыстория будущего погоста, а затем города Усть-Сысольска. Археологические и письменные источники свидетельствуют о том, что территорию Сыктывкара и его окрестностей человек заселял сравнительно давно. Поселения и стоянки древних охотников и рыболовов возникали в этом районе в эпохи неолита, бронзы, раннего железа и средневековья. Но постоянное население здесь начало оседать только в XVI веке.



Вернуться в начало раздела

1

Вернуться на главную страницу сайта

Авторское право © , 2005-2014; , 2014-2015 - Все права защищены

Копирование материалов разрешено только с видимой гиперссылкой на источник: http://www.syktyvkar.ws/

Хостинг сайта предоставлен и осуществляется компанией ЗАО "SpaceWeb" (г.Санкт-Петербург, Россия)

Яндекс цитирования
rss
Карта